суббота, 27 ноября 2010 г.

"О корриде, танце, жизни, смерти и любви – то есть, об искусстве". / Часть первая/

Доброго времени, дорогие друзья!
Мы снова встречаемся с вами на страницах блога, посвященного современному искусству, творчеству художника Teztigo и его любимой стране - Испании. 
Сегодня мы поговорим о корриде. Точнее – начнем говорить. Тема тавромахии настолько глубока и обширна, что  этому будет посвящено целых два наших выпуска. В каждом иллюстрацией к выпуску будет служить одна работа художника Teztigo  на эту тему.


Первую часть нашего «познания корриды» мы начнем с картины «Последний танец»/"The Last Dance" (2008 год, размер 25х30, масло, холст на картоне / oil, canvas on cardboard).  
last_dance_resize_resize
 Что любопытно – как и многие из нас, зрителей, сам художник  на момент написания этой работы еще ни разу не был на корриде. Все его знания об этом виде искусства (а по-другому в Испании к корриде относиться не принято) были теоретическими или интуитивными. А что самое интересное – смысл и чувства, интуитивно заложенные им в работу, очень четко, точно и лаконично отразили глубинный, сакральный смысл этого традиционного испанского действа.  
Вот так на вопрос испанского корреспондента об этой работе ответил сам художник:
Кор. Еще одна работа, про которую я хотела бы сегодня поговорить – это картина, изображающая  последний танец быка и тореро. Она такая интересная - столько страсти в линиях и цвете! Это Ваше видение корриды?
Тztg. Да, это коррида. В этой работе использованы радикальные, простые цвета – белый, красный, черный. Она называется «Последний танец». Почему именно так – потому, что в корриде есть элементы танца.  И в момент, изображенный на картине, мы наблюдаем всю трагедию корриды, когда жертвой становится как бык, так и сам тореро. Они сошлись в последней схватке, и, получив смертельные раны, расходятся…Сейчас они упадут… Это и трагедия, и красота, и испанские традиции.
Кор. Танец со смертью… Мне это очень понравилось.
Недавно автор “Last danсe” побывал на настоящей корриде. Никто лучше его самого не расскажет об этих ощущениях и переживаниях – всё это есть  в его онлайн-дневнике.
А вот мнение истинного британского джентльмена  в ответ на запрет корриды в испанской провинции Каталония:

Я согласен с Хемингуэем: коррида прекрасна. 

 

Стоит ли упоминать, что если бы не коррида этих быков просто не существовало бы на свете - ведь их выращивают специально для арены. Эти великолепные создания, словно пришедшие к нам из античных мифов - продукт селекции с акцентом на такие качества, как агрессивность и упорство в борьбе с противником.   Это зрелище - противостояние одинокого человека на песке, вооруженного лишь красным полотнищем и короткой шпагой, и разъяренного мускулистого животного с острыми рогами в полтонны весом - вдохновляло таких людей, как Эрнест Хемингуэй и Кеннет Тайнен. Орсон Уэллс настолько обожал корриду, что распорядился развеять свой прах над фермой в Андалусии, принадлежащей матадору Антонио Ордоньесу (Antonio Ordóñez). А произведения Пикассо, посвященные корриде, трудно даже перечислить.
Суть боя быков - в том, что человек обуздывает свой страх. Эта демонстрация мужества немного сродни гладиаторским схваткам в Риме. Она возвращает нас к истокам. Мне довелось побывать на самой большой в мире арене для корриды, - мадридской «Лас Вентас» - и на «Пласа де Торос де ла Реал Маэстранса» в Севилье, построенной в 1761 году (именно здесь происходит одна из сцен «Кармен»).
Увидев корриду воочию, сразу понимаешь две вещи: во-первых, это необычайно захватывающее зрелище, и во-вторых, оно не имеет никакого отношения к спорту. Это древняя церемония, аллегория жертвоприношения - пролития крови невинного; Уэллс находил в ней параллели с «Отелло». Но, на мой взгляд, куда более точная аналогия - страсти Христовы. Коррида - нечто вроде первобытной мессы.
Именно так, я не шучу. В Севилье первая коррида сезона проводится на Страстную неделю. Ночью в городе проходит шествие кающихся в черных плащах с капюшонами. По улицам несут статую Святой девы Макаренской, которую матадоры считают своей покровительницей и украшают драгоценностями. Действо вроде бы истовое, католическое - но в нем безошибочно угадывается и что-то языческое.
Да и как иначе - это Испания, а не Айлингтон. Посмотрите на картины Гойи и Эль Греко - на распятого Христа с зияющими ранами, на все эти мрачноватые барочные церкви с коваными решетчатыми воротами! Или вспомните о пульсирующей, зажигательной и грустной мелодии фламенко - они говорят о любви и утрате, а позы и движения танцоров имитируют странную близость человека и быка на арене. Юг Испании с его желтой сухой землей - место столь жаркое, что чувствуешь себя в эпицентре пожара. Нигде больше я не встречал такого резкого контраста света и тени. Коррида - порождение этого кипящего бытия. Нам, северянам, все это просто недоступно.
Матадор с его выверенными шагами, пируэтами и поворотами - словно участник некоего причудливого балета. Здесь все построено на сильных чувствах - ярости, ужасе, тоске, страхе и жалости. Неудивительно, что нашему обществу, неспособному взглянуть в лицо непреложным фактам - боли и смерти, бой быков кажется чем-то опасным, угрожающим. Мы стали слишком малодушными.
Неудивительно, что столь многие из нас сходят с ума или сидят на антидепрессантах. Мы стали социально анемичны, мы ведем механическую жизнь насекомых, в нас не осталось энергии. А коррида, вполне возможно - признак здоровья культуры, свидетельство того, что у нее, как выразился бы Хемингуэй, есть cojones.

Автор - Роджер Льюис - автор книги «Заметки о сезоне самоубийств» (Seasonal Suicide Notes), из публикации в газете "The Times", Великобритания)

 Лучше не скажешь, не правда ли?
 Сам Хемингуэй еще больше запутал всех, сознавшись, что почувствовал определенный вкус к корриде, но все же так и не понял до конца всей загадки притягательности этого зрелища.
Его
любовь к Испании и корриде была очень ярко выражена в романе «Смерть после полудня» (1932), в которой коррида описана как акт высшего испытания мужества, когда гибелью может закончиться каждое вторжение на «территорию быка».
Для еще более полноценного понимания философии корриды мы предоставим слово двум уникальным и единственным в своем роде матадорам – русской женщине-матадору Lidia Artamont (Лидии Артамоновой)  и известному в Испании русскому тореро Роману Карпухину.

По словам Лидии Артамонт  “Страх – это нерешительность. Любое же колебание на арене может быть фатально. Как только в душу тореро вселяется страх – это сигнал: пора уходить из корриды. Меня это чувство, слава Богу, пока не посещало”.
В своем интервью она рассказывает, что “покровителем корриды считается святой Георгий. Всадник на белом коне олицетворяет свет, а черный бык – силы мрака”.
За десять лет, проведенных в корриде, Лидия около 600 раз выходила на рандеву с грозным “toro bravo” – бойцовским быком. Ей рукоплескали на лучших аренах Португалии, юга Франции, Испании – словом, там, где любят корриду и понимают в ней толк. Причем Лидия одинаково ловко выступает как в классической португальской корриде (во время которой быка не убивают), так и в испанской, где бык должен быть повержен.
Может быть, это прозвучит ужасно, но это факт: эта хрупкая женщина отправила на бифштексы порядка 270 быков! “На бифштексы” в данном случае – не словесный перебор. Сразу после боя туши поверженных быков развозят по близлежащим ресторанам и барам. Мясо диких быков невероятно вкусное, не говоря уже о том, что оно экологически чистое. Неудивительно, что цены на бифштексы из этого мяса раза в три-четыре выше, чем из обычной говядины.



Роман Карпухин, первый и единственный в Испании тореро из России по имени «Finito de Moscu», не только признанный и известный матадор, но и Чемпион Испании по спортивным танцам 2003 года. Автор  интересного проекта «Коррида в танце» (где он исполняет фламенко и пассадобль и знакомит зрителя с техникой, реквизитом и костюмом тореро), пришел в корриду прямо с танцевальной площадки!  Как говорит сам Роман «Я знал, что чувствует танцор, но мне хотелось узнать, что чувствует, танцуя, матадор. Образно говоря, «танцуя». Танец придает романтичности этой традиции. Хотя танец и коррида — две совершенно противоположные вещи. В корриде от твоего танца зависит твоя жизнь. От любого твоего движения! Стоять ты должен как вкопанный! Как столб! Ни одного шага в сторону! Но когда ты меняешь положение, для того чтобы дать дистанцию животному, ты это делаешь плавно, твои шаги похожи на танец. Зрителям это нравится. Но не в танце прелесть корриды, а во взрыве энергии, в экспрессивном контакте быка и матадора. Философия корриды в том, чтобы по максимуму использовать все качества боевого быка… Бык — это орхидея, цветущая раз в жизни.»
Подводя итог (если это вообще возможно в такой благодатной по количеству материала теме:) – у корриды есть своя философия. Философия сражения между жизнью и смертью, борьба светлого и темного, добра и зла, выраженная в каждом смертельном па этого кровавого танго.
Недаром говорят: чтобы стать знатоком корриды, нужно потратить на это целую жизнь.
Почитать полные интервью наших необычных соотечественников-тореадоров можно тут:
http://www.corrida.ru/toreros/artamont-interview/

Продолжение следует!
С наилучшими пожеланиями
и до следующей  встречи!
TeztigoTeam.

Комментариев нет:

Отправить комментарий