воскресенье, 5 июня 2011 г.

Рабиндранат Тагор - философ, поэт или художник?

Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах блога, посвященного современному искусству, творчеству художника Teztigo и многим другим интересным вопросам в арт-области.
 «Во всяком искусстве дух художника
должен достичь известной меры отрешенности,
- и лишь творцу в человеке должна быть предоставлена полная свобода».
Р.Тагор

В 2011 году отмечается 150-я годовщина со Дня рождения Рабиндраната Тагора.

Рабиндранат Таго́р (7 мая 1861 — 7 августа 1941) — индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель. Он стал первым среди неевропейцев, кто был удостоен Нобелевской премии по литературе (1913). Переводы его поэзии рассматривались как духовная литература и создали образ Тагора-пророка на Западе. Многие из нас, при произнесении имени Рабиндраната Тагора, первым делом вспоминают "Ветер ли старое имя развеял...", либо "Молитву". Минуту спустя, людям знакомым с его творчеством чуть более, на память приходят и другие его произведения и афоризмы. Но многие ли из нас знают, что на закате своих дней Тагор полностью посвятил себя новому увлечению...Живописи!


 
Это началось в 1928 году, когда Рабиндранат Тагор был в зените успеха и славы. Известнейший писатель, "Страж Востока", как его называли, он первым из писателей Азии удостоился Нобелевской премии по литературе. Его произведения были переведены на все основные языки мира. Его единодушно признавали гениальным поэтом, драматургом, эссеистом, новеллистом, музыкантом, философом и просветителем.
Но в это время, в возрасте 67 лет, Тагор почувствовал непреодолимое влечение к новой форме творческого самовыражения. Много лет дремавший в нём гений пробудился, и великий индийский мудрец превратился в художника. Последние двенадцать лет жизни он отдал все свои творческие силы графике и живописи, понемногу оставляя перо. Тагор оставил после себя около двух тысяч произведений (!!) изобразительного искусства, отличающихся необычностью рисунка и странной ритмической красотой.  Поэт обратился к живописи, обнаружив, что его перо, бессознательно двигаясь по страницам рукописей, превращает зачёркнутые места в узоры. "Я поддался обаянию линий", — говорил Тагор...
 
 

   Первая выставка картин Тагора, состоявшаяся в 1930 году в Париже в Галери Пигаль, вызвала сенсацию не только в столице Франции, но и в Индии: его соотечественники были поражены, узнав, что их любимый поэт оказался также художником. Тагор не следовал никаким установившимся правилам: его картины являются результатом внезапного порыва, плодом его богатого воображения — простого и вместе с тем полного неожиданностей, самобытного и идеалистического.
   Можно скептически относится к его может быть примитивному художественному наследию, но оно было предельно искренним. И сразу вспоминаются слова самого Тагора -  "Утро моей жизни было полно песен; пусть закат моих дней будет полон красок".
У этой истории есть весьма неожиданное и любопытное продолжение - в 2010 году  картины Рабиндраната Тагора продали во много раз дороже оценки!



Безымянный портрет женщины (Р.Тагор)Коллекция из 12 картин Рабиндраната Тагора была продана 15 июня 2010 года на торгах Sotheby's в Лондоне за 1,5 миллиона фунтов (2,2 миллиона долларов). Организаторы аукциона заявили, что эта коллекция работ Тагора, по всей видимости, самая ценная из числа когда-либо выставлявшихся на торги. Все картины многократно превысили верхнюю границу эстимейта; так, самая дорогая из них "Безымянный портрет женщины" была оценена в 30-40 тысяч фунтов, а продана за 313 тысяч.
Кто купил картины Тагора, не разглашается.




И нам хочется привести здесь некоторые цитаты из огромного наследия этого  великого и талантливого человека:
О современной физике, музыке и т.д.
19 августа 1930 г.
(выдержки из «Три разговора: Тагор беседует с Эйнштейном, Роландом и Уэльсом»)
Тагор и Энштейн
«Тагор: О человеческой психике. Наши страсти и желания хаотичны, но характер способен обуздать эти элементы и привести их в гармонию. Разве не происходит что-то подобное и в физическом мире? Разве элементы восстают и действуют наперекор индивидуальному импульсу? И разве нет такого же принципа и в физическом мире, который бы управлял элементами и упорядочивал их в стройную систему?
Эйнштейн: Даже на уровне элементов присутствует статичный порядок; например, элементы радия будут всегда поддерживать свой собственный, присущий им порядок.
Тагор: А иначе вся драма существования была бы слишком бессвязной. Есть постоянная гармония между случаем и предопределённостью, извечный источник чего-то нового и живого.
Тагор: В человеческих делах также существует элемент гибкости, некоторая свобода в пределах ограниченной сферы, благодаря которой выражается наша личность. Это как музыкальная система в Индии, которая не так уж строго фиксирована, как в западной музыке. Наши композиторы дают чёткую, законченную схему, систему мелодии и ритма, и в неких определённых рамках музыкант может импровизировать. Он должен подчиниться закону данной мелодии, и тогда он сможет спонтанно выразить своё музыкальное чувство в соответствии с предписанной формой. Мы ценим наших композиторов за их талантливость, но также ожидаем и от исполнителя, что, создав вариации, он украсит и обогатит композицию. В созидании мы следуем центральному закону жизни, но если мы не будем уклоняться от него, мы обретём достаточную свободу в рамках нашей личности для наиболее полного самовыражения.
Эйнштейн: Это возможно лишь тогда, когда традиция музыкального исполнения находится на высоком уровне, так чтобы влиять на людские умы. В Европе музыка слишком отдалилась от народного искусства и мироощущения и стала чем-то вроде тайного искусства со своими собственными условностями и традициями.
Тагор: Вы должны полностью подчиняться этой вашей чрезмерно сложной музыке. В Индии мерой свободы для исполнителя служит его творческая личность. Он может исполнять песню композитора как свою собственную, если он способен постичь общий закон мелодии.
Эйнштейн: В искусстве должны быть высокие стандарты, чтобы полностью выразить идею, заложенную в исходной мелодии, и придумать на неё вариации. В нашей стране вариации часто заданы заранее…
Тагор: Если в своём поведении мы сможем придерживаться закона добродетели, мы будем иметь настоящую свободу для самовыражения. Таков принцип поведения, но характер, воплощающий этот принцип, и личность являются нашими собственными творениями…»

*****
Пусть лишь малое останется от моего желания, чтобы я мог чувствовать Тебя повсюду, приходить
к Тебе во всем и преподносить Тебе мою любовь каждое мгновение.
Пусть лишь малое останется от меня, чтобы я никогда не мог скрывать Тебя.
Пусть лишь малое останется от уз моих, чтобы я был связан с Твоей волей, а Твой замысел был бы воплощен в моей жизни - это и есть узы Твоей любви.
Где разум не знает страха и голова поднята высоко;
Где знание свободно;
Где мир не раздроблен на части узкими домашними стенами;
Где слова исходят из глубины истины;
Где неустанное стремление ведет к совершенству;
Где чистый поток рассудка не утратил своего пути в унылом пустынном песке мертвых привычек,
Где Ты ведешь разум вперед к вечно расширяющимся мысли и действию -
В этом небе свободы, о мой Отец, дай проснуться моей стране.
Это моя молитва к Тебе, мой Господь, - уничтожь, уничтожь в корне нищету моего сердца.
Дай мне сил легко переносить мои радости и печали.
Дай мне сил сделать мою любовь плодотворной в служения.
Дай мне сил никогда не отрекаться от бедных и не преклонять колен пред дерзким могуществом.
Дай мне сил высоко вознести мой дух над мелочами повседневной жизни.
И дай мне сил подчинять с любовью свои силы воле Твоей.
Я думал, что мое скитание подошло к концу на пределе моих сил, - что путь передо мной оборвался, что запасы истощились и настало время укрыться в безмолвном мраке. Но я обнаружил, что Твое желание не знает во мне конца. И когда старые слова умирают на языке, новые напевы рвутся из сердца; когда старые следы утеряны, открывается новая страна со своими чудесами.
Я стремлюсь к Тебе, и только к Тебе - пусть мое сердце повторяет это без конца. Все желания, которые отвлекают мое внимание днем и ночью, ложны и пусты, по сути.
Р. Тагор


С наилучшими пожеланиями

и до следующей  встречи!
TeztigoTeam. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий