среда, 8 декабря 2010 г.

О корриде, жизни, смерти и любви – то есть, об искусстве. /Часть третья, заключительная/

 «Сценарий» корриды

Коррида делится на три части (терции, tercios), две из которых включают «испытания» (suertes, буквальный перевод  — удача, судьба или вариант; иногда каждую из фаз корриды тоже называют suerte). О начале каждой секции извещает звук трубы.

До выхода быка

Шествие участников корриды
Афиши корриды содержат стандартную формулировку: дата представления  «если тому не воспрепятствует погода, с разрешения властей и под их председательством». Председатель (или президент, presidente) — мэр города или иной важный представитель властей. Именно он подаёт сигналы к началу каждой фазы корриды и распоряжается о награждении матадора и помиловании быка.
В полдень дня боя быков  представители матадоров посещают загон арены, чтобы решить порядок выступления быков и тореро. Номера быков пишутся на листках бумаги и кладутся в шляпу, из которой представители вытягивают по номера выпавших им быков. После «sorteo» (жеребьёвки) следует разделение быков («apartado») в индивидуальные загоны, где они остаются до боя. Женщинам-тореадорам представляется право выбрать быка самостоятельно.
Коррида начинается (обычно — в 5 часов вечера) с шествия участников (el paseíllo), смыслом которого является представить себя председателю корриды и публике. У шествия существует свой порядок, размещающий участников в следующей последовательности:
В первом ряду располагаются матадоры (исп. «убивающий»), становясь слева — старший (по опыту), справа — следующий, и в центре — самый молодой (неофит).
По обе стороны от матадоров едут важные официальные лица на лошадях.
За ними в строгом порядке, по старшинству матадоров, следуют их помощники и пикадоры.Замыкают шествие рабочие арены.

Сценарий корриды четок и упорядочен. В действии три акта – три терции и эффектный финал.

 

Первая терция

Иначе называется «терция пик» (tercio de varas). Начинается с того, что из загона выбегает бык, и его сначала встречают помощники тореро с плащами.

Испытание плаща (капоте)

Капоте — это большой плащ, розовый с одной стороны (которую показывают быку) и жёлтый (иногда синий) — с другой.  Из-за его веса он должен браться обеими руками. Бой с капоте, применяется матадором в первых двух терциях, а его квадрильей - в течение всей корриды, чтобы «бежать на быка, останавливать, фиксировать».
Образ плаща идет из религии - из образа святой Вероники, держащей в руках плащаницу, на которой отпечатался лик Христа. Поэтому, основные приемы боя с капоте так и называются – La Veronica  и La media Verónica, когда матадор  при «встрече» быка, держа капоте обеими руками, вызывает его на  себя, выставляет вперёд капоте и отводит назад противоположную ногу. Таким образом, он заставляет быка атаковать. По окончании выдвигается та нога, которая была сзади, — и тореро оказывается в позиции для очередной Вероники. Самый опасный прием -  называется  Porta Gayola — когда, встречая быка при выходе из загона, тореро становится на колени.
 

Выход пикадора

Порода диких быков для корриды очень специфична – в ярости они опасны не только для тореро, но и для самих себя, так как мощный прилив крови и адреналина от вкуса боя, может свалить на месте даже самого сильного быка. Поэтому в бой вступают два пикадора на лошади, которые, один за другим, специальной пикой наносят удары в загривок быка, чтобы пустить кровь  и снизить кровяное давление быка, чтобы избежать его преждевременной гибели.


На арене нарисовано два белых круга. Пикадор должен оставаться за пределами внешнего круга, чтобы принять на себя атаку быка во время первой терции. В то же время тореро должны удерживать быка в пределах внутреннего круга до того, как он нападёт на пикадора. Развитие данного эпизода делится на три этапа: cita, encuentro, salida (встреча, состязание, выход). Когда пикадор встречает быка, тореро и помощники становятся слева от лошади.
  • Cita — сначала привлекается внимание быка для того, чтобы он атаковал лошадь. Артистизм состоит в том, чтобы взять пику как можно ближе к острию и до того, как бык столкнётся с защитным покрывалом лошади, попытаться остановить его при помощи скольжения пики вдоль руки.
  • Encuentro — пикадор метится остриём и выполняет «наказание» (castigo). Образуемая рана даёт выйти крови в районе загривка. Реакция на «наказание» позволяет распознать степень ярости быка. Если он кроткий, то обычно убегает.
  • Salida — когда бык получил удар остриём, ему обязательно нужно дать выход. После этого тореро проверяют состояние быка и решают, нужно ли ему ещё раз встретиться с лошадью.
Бык наносит жестокие удары рогами в бок лошади. С XIX века лошадей стали защищать особыми доспехами, которые смягчают удары.
Иногда быку удаётся перевернуть коня. Бывает, что всадник при этом оказывается придавленным лошадью: большинство травм, наносимых на корриде пикадорам, происходит именно от этого. На всех аренах имеется ветеринарный пункт для лошадей.

Вторая терция

Бандерильеро
Известна как «терция бандерилий» (tercio de banderillas). Целью является «наказание» быка и измерение его ярости, не отнимая у него сил. Участники стремятся «оживить» или «развеселить» быка. Поэтому бандерильи, короткие украшенные копья, которые остаются в теле животного, также называют «увеселителями». До XVIII века их втыкали по одной в любой момент корриды, но затем их начали помещать попарно три раза.
Выполнение этой части корриды поручается помощникам (их также называют бандерильеро), хотя иногда сам матадор исполняет этот эпизод. В каждой квадрилье есть три бандерильеро, обычно двое из них подходят к быку в общей сложности три раза с парой бандерилий. Таким образом каждый из бандерильеро к концу корриды делает два подхода. Существует множество приёмов работы с бандерильями. Основные из них:
  • Al Cuarteo — Бык становится на полосе пикадоров и человек — напротив него. Когда бык срывается с места, бандерильеро выходит ему навстречу, описывая полукруг, доходя до соединения — момент, когда должна воткнуться пара бандерилий.
  • Al Quiebro — человек становится напротив быка (на окраине или в центре арены), провоцирует быка атаковать и ждёт его, держа ноги вместе. Чуть раньше до подхода быка он выставляет ногу и наклоняет тело в ту сторону, куда он хочет провести быка, и, когда тот склоняется, бандерильеро принимает свою первоначальную позу и втыкает бандерильи.
  • De Frente — одна из разновидностей Al Cuarteo, в которой бандерильеро идёт навстречу быку, стараясь пройти минимальное расстояние.
  • De Dentro a Fuera — бандерильеро наносит удар изнутри, то есть проходя между ограждением арены и быком. Этот приём достаточно опасен.

Третья терция

Последняя терция (терция смерти) включает в себя подготовку быка к смерти при помощи мулеты и его убийство шпагой. Хотя все эпизоды боя тореро посвящает какому-нибудь человеку, именно в этом «номере» обычаи более укоренённые. Смерть первого быка каждого матадора должна, также, быть посвящена Председателю корриды (остатки церемоний этикета, которые «пропитывают» бои быков). В момент получения орудий убийства тореро, держа мулету и шпагу в левой руке, а шляпу в правой, идёт к человеку, которому он собирается посвятить свою «работу». Подойдя к нему с непокрытой головой и вытянутой рукой, он произносит посвятительную речь, после чего он бросает шляпу на арену через плечо. Традиция гласит, что хорошим предзнаменованием считается, когда шляпа падает дном вниз, а плохим — дном вверх; поэтому иногда тореро переворачивают её, если она упала дном вверх. Хотя сейчас уже не провозглашаются посвящения в стихах, раньше это был очень распространённый обычай.

Испытание мулеты

Тореро с мулетой

Маэстро, при помощи мулеты (небольшой красный плащ, натянутый на деревянную палку длиной ок. 50 см), достигает наивысшего сближения с быком, используя самые предприимчивые и чувствительные приёмы. Основные ходы с мулетой (всего их существует достаточно много):
  • El Natural — мулета берётся без шпаги в левую руку, затем тореро выискивает расстояние с быком, выбрасывает вперёд мулету, и, когда бык срывается с места, выбрасывает ногу для того, чтобы разбить прямолинейное движение быка. Обычно за этой фигурой следует pase de pecho (два этих приёма — «джентльменский набор» матадора, обязательная программа с мулетой).
  • El Derechazo — используется та же техника, что и в предыдущем приёме, но с мулетой вместе со шпагой в правой руке.
  • Pase De Pecho — после двух предыдущих ходов бык полностью проходит под низко опущенной мулетой или остаётся рядом, причём тореро должен стоять на месте. Приём проделывается в противоположном направлении, нежели первые два, в зависимости от того, какой рукой он проводится. Эта фигура считается самой важной из всех, по ней оценивается мастерство матадора.
  • Trinchera — осуществляется справа налево, сокращая атаку быка при помощи проведения мулеты понизу, с целью подчинить и сосредоточить быка.

Решающий удар

Матадор нацеливает шпагу, чтобы вонзить её в сердце быка
После проведения артистической работы с быком, когда он утомлён и обессилен, наступает решающий момент — смерть быка, и это является кульминацией корриды. На ранних этапах развития корриды быка убивала вся квадрилья. Сейчас это делает исключительно матадор.

Бык должен быть убит в течение 10 минут после начала третьей терции. Если этого не произошло, тореро даётся первое предупреждение. Через 3 минуты даётся второе предупреждение. Если ещё через 2 минуты бык жив, то его уводят, чтобы оставить для следующей корриды или заколоть. Такое развитие событий является позорным для любого тореро.
Убийство всегда реализуется лицом к животному и целью является ввести шпагу в отверстие между передними рёбрами, чтоб попасть в сердце и вызвать как можно более быструю смерть. Существуют различные способы его осуществления:
  • Recibiendo — это самая древняя и опасная форма убийства быка. Когда у быка есть силы, чтобы сделать бросок, матадор становится на благоприятном расстоянии по прямой линии с правым рогом быка, чуть согнутой мулетой и правой рукой, в которой шпага, приставленной к груди, локоть на высоте плеча. Сам бык приходит к тореро.
  • Volapié — это способ убить обессиленного и стоящего на месте быка. Тореро бежит по направлению к животному, держа мулету понизу в левой руке, заставляя быка склонить голову, в этот момент правой рукой вонзает шпагу. Один из самых распространённых способов убийства.
  • Al Encuentro — с места срываются и бык, и тореро, встречаясь посредине пути. Этот момент может быть реализован двумя способами, в зависимости от того, где находится тореро после нанесения удара шпагой — Suerte Natural, когда матадор остаётся между барьером арены и быком, либо Suerte Contraria, когда бык остаётся между барьером и матадором.
Обычно матадор предпринимает 3 или 4 попытки удара шпагой, прежде чем бык упадёт. Во времена расцвета корриды и до сих времен, не убить быка шпагой с нескольких сделанных попыток считается позором. Как только бык упадёт, бандерильеро втыкает в это же место маленький нож (puntilla), чтобы не доставлять животному лишних мучений и облегчить ему «уход». У мёртвого животного отрезают трофеи — уши и хвост. Далее несколько муловвытаскивают тушу убитого быка с арены, после чего оно передаётся мясникам из специализированных ресторанов, которые ждут снаружи. Бык, храбро проявивший себя в бою, удостаивается чести быть провезенным по кругу почета вдоль арены, под аплодисменты зрителей.


Матадору, показавшему выдающееся искусство, присуждаются трофеи.


Они идут в следующей очерёдности: с согласия публики матадор может сделать круг почёта по арене. Если большая часть публики просит председателя, обычно размахивая белыми платками, он присуждает одно ухо (una oreja). Если публика довольна, и президент сам считает выступление отличным, он может присудить два уха (dos orejas). Если он считает представление выдающимся, он может присудить два уха и хвост (dos orejas y rabo), также называющиеся «высшими наградами» (los máximos trofeos). Трофеи срезаются с мёртвого быка, и отдаются матадору или новильеро, который затем совершает один или несколько кругов почёта по арене. Если он получил хотя бы два уха в течение всего боя быков, он заслуживает право быть вынесенным с арены на плечах публики (salida en hombros).
С другой стороны, публика может высказать и неодобрение в форме молчания, свиста и выбрасывания на арену подушек, на которых зрители сидят на каменных или бетонных ярусах арены. 



Вот такая она - КОРРИДА. Сложное, древнее, ритуальное действо, несущее в себе не только вековые традиции Испании, но и глубокий философский подтекст. Где каждый участник имеет свое место. Где каждый шаг имеет свой смысл. Где каждый удар несет свое предназначение.
Три акта – три терции и эффектный финал этого спектакля о жизни и смерти.

Занавес!
 

С наилучшими пожеланиями

и до следующей  встречи!
TeztigoTeam. 
При подготовке этого выпуска были использованы материалы с сайта Википедия.ру

Комментариев нет:

Отправить комментарий