суббота, 18 декабря 2010 г.

Концептуализм и актуальное искусство.

Доброго времени, дорогие друзья!

В сегодняшнем выпуске разговор пойдет о таких явлениях в современном искусстве, как концептуализм и актуальное искусство.  
Эти два явления оказали большое влияние на формирование современного арт-рынка.
Концептуальное искусство, концептуализм (от лат. conceptus — мысль, представление) — течение в авангардистском искусстве 1960 - 90-х гг., пропагандировавшее уход от традиционных художественных произведений к созданию "художественных идей-концептов", часто не имеющих ярко выраженной художественной формы и воплощенных в виде свободных объектов искусства.


Teztigo "Ментальная бомба", размер 30х45, 2010 год.
Дерево, акрил, масло, доп.элементы.



Mental_Bomba_resize_resize
 Интерактивная работа, посвященная проблеме "конца света 2012 года", подробнее о ней можно прочитать в личном  блоге художника.


Концептуализм рассматривает художника как генератора идей, а не как создателя вещей. Здесь концепция произведения важнее его физического выражения, цель искусства — в передаче идеи. Объектом искусства может стать любой предмет, явление, процесс, поскольку концептуальное искусство представляет собой чистый художественный жест, оно обращается не к эмоциональному восприятию зрителя, а к интеллектуальному осмыслению увиденного. По словам одного из основоположников течения, американского художника Джозеф Кошут  «концептуальное искусство — это сила идеи, а не материала».
Таким образов в концептуальном искусстве на первый план выходит идея, замысел или самобытное видение художника. Произведения концептуального искусства могут принимать самый неожиданный облик - фотографий, текстов, цифр, графиков, репродукций и других объектов, не имеющих функционального или первоначального художественного назначения.  Частью концептуальных арт-объектов может быть и среда, в которой они демонстрируются. Произведение концептуализма – это прямая фиксация мысли художника. Главное, чтобы происходили интеллектуальные процессы, в которых художник приглашает участвовать зрителей.


Актуальное искусство – еще один термин и, наверное, главное явление современного арт-рынка. Актуальные художники - "группа быстрого арт-реагирования". Люди, способные моментально, как лакмусовая бумага, отреагировать на происходящее и отобразить любые острые темы сегодняшнего дня через призму своего художественного восприятия.
 

Например провокационная арт-акция группы "Война" на Литейном вызвала арт-реакцию у художника Teztigo в виде работы "Космостар", подробнее про которую можно прочитать в персональном блоге художника.


Любопытное объяснение возникновению понятия "актуальное искусство"мы находим у Макса Фрая, известного писателя, автора множетсва книг и «Азбуки современного искусства» :
«Словосочетания актуальное искусство, актуальный художник появились в русском языке по инициативе самих участников актуального художественного процесса. В данном случае слово "актуальный" является эквивалентом английского contemporary (до этого момента в русском языке современный означало одновременно и contemporary и modern, что, согласитесь - форменное лингвистическое безобразие).

Ведь современным-то, по большому счету, можно назвать все, что происходит/делается/производится в настоящий момент. С этой точки зрения, пейзаж, изображающий дождливое утро в Средней Полосе и написанный, скажем, 14 июня 2000 года учеником художественной школы города Можайска - вполне "современен". Ничего удивительного, что "современными художниками" стали объявлять себя все, кому не лень. Даже Шилов с Клыковым тоже искренне полагают себя "современными художниками" - и что прикажете делать? А термин актуальное искусство позволяет избежать подобной путаницы - в частности потому, что большинству традиционалистов приятно полагать, будто бы они производят "вечное" искусство, на все, так сказать, времена. В их восприятии слово актуальный, несомненно, наделено негативным смыслом. Вот и славно.

Актуальный же художник (то бишь, contemporary artist) занят не борьбой за право присовокупить к существительному "искусство" сомнительный эпитет "вечное", и, уж тем более, не продолжением или развитием какой бы то ни было художественной традиции, а живым экспериментом."


Teztigo. "Эволюция" 2010.
0005c3fx_resize
  
Teztigo. "Революция 2017" 2010.
0005agtd_resize

Именно актуальный художник настроен на эксперимент. Поэтому такому искусству присуща генерация новых идей и концепций, форм выражения мыслей. Актуальное искусство то, которое создается в настоящее время как живой эксперимент. Оно может быть критическим, неоднозначным, иногда провокационным, и в то же самое время, нестандартным и оттого очень интересным!

С наилучшими пожеланиями

и до следующей  встречи!
TeztigoTeam.

Комментариев нет:

Отправить комментарий