суббота, 5 февраля 2011 г.

Здравствуйте, дорогие друзья!


Сегодня в выпуске:
1.     Новости из Берлина.
3.     Новости интернет арт-сообщества.

 В Берлине продолжаются Арт недели. Впереди – конкурсная часть выставочной программы - с 8 по 13 февраля пройдет Международный конкурс визуальных искусств. Подробности  о месте проведения и о работах которые участвуют в конкурсе, можно прочитать здесь.
 В живом журнале художника обновление - выложена новая работа "Глубина" / "Deep"



 Сегодня вашему вниманию мы представляем очень интересную арт-персону: питерского критика и искусствоведа, журналиста, чей живой журнал пользуется большой популярностью у читателей.Статья посвящена самой неоднозначной теме - рынку современного искусства.
"Очевидности и парадоксы актуального искусства"


 Художник Петр Гейдек(Германия) решил поучаствовать там у себя в Германии в конкурсе. Пролетел. Теперь вот удивляется почему там ЭТА картинка победила? И хороша ли она?  Просит ответа. На чтоhttp://pics.livejournal.com/betelgeise_7/pic/001s35gy отвечаю – мы имеем дело с актуальным искусством… в который раз. Картинка дерьмо. Чисто формально. Мордастый Гитлер распознается с трудом. Но в нем ведь весь смысл…….. Каракули  для нас это орнамент, но плакат, карикатура как жанр диктуют свои законы. Плакат (из-за надписи на неизвестном языке) чисто местечкового применения в то время как любой предмет искусства претендует на культурную универсальность. Парадокс? А их еще полно…

С актуальным искусством проблемы. Если исходить из аксиомы, что искусство любого толка, стиля, вида, типа имеет свою логику, то актуальное имеет в наличии устоявшихся черт и признаков множество  противоречий и парадоксов. Если эти противоречия  останутся, то актуальное искусство рискует(цитируя известного русского современного философа Курицына) так и остаться ИНЫМ видом деятельности(т.е. неискусством если кто не понял)

Я думаю, что на сегодняшний день существует такой расклад:

1) актуальное искусство – это разновидность тоталитарного искусства на новом этапе. Оно продолжает тоталитарное – т.е.  идет развитие именно форм и отношений тоталитарного искусства в новом ироничном ключе. Это его преемник, использующий те же приемы, организацию худ. формы и худ. процесса через «преданных-непреданных» и искусство «допущенное» в современное(партийное) или не допущенное. Оно так же как и тоталитарное становится официальным в нашей посттоталитарной  стране, где идет не только преемственность властных номенклатур, но и дублирование гос. и культурных  институций, структур и методов иногда под другими названиями;  проекты финансируются из бюджета скрыто или явно – еще бы! Какая власть откажется от политического искусства пусть даже и шутовского

2) Главная фишка  творений актуального – имитация свободы, вседозволенности под чутким взором цензуры денег, личных интересов, соц. заказа подается с  поражающим (но только ДЛЯ ТЕХ  целомудренных времен)нахальством (в изображении тоталитарных вождей, гениталий и т.п.). Но то, что еще 20 лет назад поражало сейчас  уже никого не поражает и впечатления от этого = 0. Снова парадокс

3)  новое поколение молодежи сталина-ленина представляет весьма смутно. Таким образом актуальное искусство зачастую актуально именно для стариков, против которых направленно сюжетно. Видится в этом социально-политический заказ морально загнобить и довести, уморить тех, кто еще помнит т.н. тоталитарное общество. После того, как они вымрут, уже никто не сможет помешать последующим вождям использовать на полную катушку искусство с целью внушения: « вот вы считаете что власть порочна, но это еще цветочки по сравнению с тем, что было ТОГДА!» и значит на ИХ (вымышленном в стиле триллер) фоне они еще очень даже ничего сегодня выглядят.
Этот подлый прием демофашисты с давних пор и  по сей день  используют для захвата и удержания своей, в принципе ничем не отличающиейся по подлости от ТОЙ, власти. То есть если и отличающейся, то в худшую сторону. То есть актуальное искусство в том виде что сейчас и в России – это на мой взгляд не афишируемый политический заказ

4) Оно не просто иронично, а запредельно иронично с уходом в скоморошество, клоунаду, шутовство, откровенный стёб над зрителем в первую очередь. Конечно и воспринимать эти персонажи можно только иронично, не всерьез. Какой дурак ТАКОЕ якобы искусство примет всерьез?  Однако распил бабла и премий на конкурсах при этом происходит вполне серьезный и нередко очень масшатный. Какой по счету парадокс?

5) личного, чувства в актуальном искусстве НЕТ ВООБЩЕ. Его герои бесчувственны, им все равно, что п..да нараспашку, что на людях без штанов(Кулик). Это культ пофигизма, бессчуственности и вытекающей из этого аморальности, бесстыдства. Рассчитано на чувствующую публику и реакцию шока от этого – чисто внешний прием, не  несущий в себе ничего кроме расчета на… (разные могут быть причины, не соотносящиеся с искусством никаким боком). НО в том-то и дело, что какое искусство без чувственного?   Оно именно на этом и построено ВСЁ! и даже ЧК. Снова парадоксальную логику актуального в карман не спрячешь

6)Так же как тоталитарное, увлеченное жизнью партии и строительством социализма, актуальное не видит человека; его уникальная  личность и уникальная жизнь ему неинтересны – букеты, закаты,  жанр, чувства – это все мимо, утверждается что ушло и устарело. Актуальна роль вождей и клошаров, якобы ими, тоталитарными вождями, порожденных – т.е. в этом тоталитарная усеченность, узость, жесткая завязанность на содержание налицо. Нормальной или обычной жизни в этом искусстве нет вообще.Не всех вождей изображают актуально, а только тоталитарных(еще одно  доказательство их собственной  культурной ниши) из далекого прошлого. Что уже сильно поднадоело, молодежи не известно, скучно, непонятно, воспринимается  как устаревшая плесень – тем не менее считаясь актуальным – парадокс вот такой. Из современной власти разрешено изображать только милицию. Есть догадка, что в связи с принятием закона о полиции крепко изменится и современное искусство России. Очень редко бывает что изображают современных вождей, но льстиво(как и положено), хотя и немного иронично(как и положено). Короче все как положено. Актуальное искусство имеет жесткие рамки содержательные и формальные и за них ни на шаг. Однако при том заявляют о том, что оно свободное. Еще один парадокс

7) т.к. расчет только на общественное, то и жанры актуального искусства очень ограниченны и убоги, связаны с мэйнстримом и масскульутрой – это плакат, реклама, карикатура. Любое произведение в масштабе хоть холст\масло укладывается только в них. Плюс к тому  новые пограничные формы цирка, театра, ДПИ в виде инсталляции, перфоманса, как  и положено самого примитивного толка. Здесь можно увидеть-таки логический смысл художественного формообразования, все дальше уводящего искусство от ремесла, утилитарности. Как ни странно но именно духовность искусства выражается через отказ от сделанности, качества(как  свойств, присущих товару), через тотальную маргинальность искусства в использовании  в нем утилитарных предметов не по назначению, а с новой эстетической целью. Но это все попытки в N-ный раз перетащить писсуар из магазина в музей. То есть можно(по логике) все предметы в ситуации абсурда в музей перетаскать(кто что может – Луиза Буржуа старые двери и стулья, актуальные российские художники – дрова и корыта и т.п. – хоть что! Хоть говно в баночке) и на этом закрыть тему.

Короче, попытка современного искусства спать на потолке очевидна. Но назад пути нет. Хотя одеяло падает.

***
Ссылка на статью, комментарии автора статьи и блога, а также читателей этого журнала -  http://betelgeise-7.livejournal.com/217637.html
 Мнение авторов блога не обязательно полностью совпадает с автором статьи,
но нам это очень интересно!:)

С наилучшими пожеланиями

и до следующей  встречи!
TeztigoTeam.

Комментариев нет:

Отправить комментарий