воскресенье, 14 августа 2011 г.

Провокация - главное оружие современного художника?


                               Здравствуйте, дорогие друзья!                             Приветствуем вас на страницах нашего арт-блога,посвященного современному искусству, творчеству художника Teztigo и многим другим интересным вопросам в области современного искусства.
Сегодня наша тема для небольшого арт-исследования  - такое весомое "оружие" современных авторов, как ПРОВОКАЦИЯ.
"Ангел Небезграничного терпения" Teztigo 2011
Действие, элемент, изображение - компоненты арт-объекта, заставляющие зрителя реагировать, разрывающие принятые стандарты и переворачивающие "с ног на голову" основные понятия обывателя.
Именно таким образом современным художникам легче привлечь внимание к тем процессам нашего общества, которые не оставляют их самих равнодушными.

Интересные выводы на заданную тему в работах Елизаветы МОРОЗОВОЙ "Теория и история художественной провокации" и "Провокативность как метод социально-психологического воздействия (на примере авангардного искусства)":
             Художественная провокация - ведущая стратегия, характерная для искусства 20 века. К ней обращались художники самых различных направлений - конструктивисты, футуристы, сюрреалисты, минималисты, концептуалисты и т.д. Наиболее ярко художественная провокация представлена в жанре перформанса(искусства действия). Перформанс может включать в себя любые формы творчества - от поэзии, музыки, танца до видео, фото и компьютерного искусства, может использовать в качестве материала любые средства, затрагивать любые сферы жизни, включать любое количество участников и продолжаться от нескольких секунд до многих лет... В перформансе искусством становится прежде всего сам процесс создания произведения, а не конкретный материальный продукт, фиксированный результат деятельности художника. Специалисты находят аналоги перформанса даже в древних явлениях культуры Так, в качестве непревзойденных перформансов рассматриваются действия Францизска Ассизского, проповедовавшего птицам, или Диогена, жившего в бочке и ходившего днем с фонарем, собирая людей криками: "Люди, люди!", а затем избивавшего их на площади со словами: "Я звал людей, а не мерзавцев".
            Как отдельный вид искусства перформанс сложился в конце 60-х - начале 70-х годов, достигнув своего расцвета в 80-е годы, когда появились специализированные журналы и стали проводиться посвященные перформансу фестивали. В искусствоведении появились специальные термины - "художественный жест", "авангардное поведение". В 1979 году вышла первая монография по истории перформанса, где показано, что он явился катализатором развития искусства 20 века, что его можно назвать "авангардом авангарда".
            ...             Минималисты ошарашивали публику уже самим отсутствием искусства. Хрестоматийный пример этой формы провокации - произведение Дж. Кейджа "4'33". Музыкант, исполнявший это сочинение, застывал, вскинув руки над клавиатурой открытого рояля ровно на 4 минуты 33 секунды. Эту же форму провокативности использовал намного раньше Василиск Гнедов, написавший "Поэму конца", весь текст которой состоит из заглавия и чистой страницы.
            Провокация смехом характерна также и для постмодернистского искусства в целом, чья тотальная ирония прежде всего направлена на предыдущие художественные направления и стили, а также на логоцентризм западной культуры.
            Провокация, которую мы называем "избыток/недостаток смысла", основана на непонятности художественного события для внешнего наблюдателя, особенно неподготовленного, воспринимающего действия и результаты работы художника как абсурд. Этот вид художественной провокации характерен практически для всех авангардных направлений 20 века - от классического авангарда 20-х годов, абстрактного экспрессионизма, техники "потока сознания" в литературе, некоторых видов коллажа в изобразительном искусстве, и до современных абстрактных инсталляций - "художественно-организованного пространства".
            В результате исследования были выделены три плоскости рассмотрения художественной провокативности как метода социально-психологического воздействия:
            -     как базовый социально-психологический механизм развития культуры;
            -     как важный элемент художественной практики, приобретающий ведущее значение в некоторых видах современного актуального искусства, где провокативные стратегии занимают центральное место. В этом случае формулировка "художественная провокация" фактически используется как синоним терминов "искусство авангарда", "перформанс", "постмодернизм", поскольку провокативность является базовой неотъемлемой характеристикой соответствующих художественных явлений;
Итак, провокативность является одним из древнейших механизмов, выработанных культурой для решения наиболее сложных проблем управления развитием человеческой личности и социума.  (с)
В числе наиболее известных провокаторов в мире современного искусства числятся такие арт-гиганты как Д. Херст, Бэнкси, Рон Инглиш и другие.  В России их также немало - начиная от "классика" провокации Олега Кулика до известного дуэта Виноградов/Дубосарский с их экспериментами в различных областях искусства. 
Именно творчеству художников-провокаторов мы посвятим этот и несколько наших следующих выпусков.
Наиболее яркий представитель современных арт-провокаторов (по нашему мнению:)  художник Рон Инглиш. 

Рон Инглиш – один из самых известнейших и успешных представителей поп-арта, современных сюрреалист и художественный провокатор.
Хулиган и бородач, художник, придумавший девушек-коров, рисующий комиксы и на комиксах, придумал чудесный способ использовать искусство как оружие. Родился в США в 1959 году. В своих произведениях автор обычно высмеивает современную культуру, по своему переделывая известные образы и бренды на свой лад.
 Рон Инглиш решил легитимизировать своё уличное искусство для обывателей с помощью билбордов. Огромные принты расклеивались им самим и его сторонниками под покровом утренних сумерек. Их, естественно, через какое-то время заклеивали, или закрашивали, пока Рон не стал знаменит и смог с важным видом выкупать рекламные площади под «арт-акции».
Художник работает в стиле так называемого «обмана информационного ожидания». Так действуют и другие артисты, например - Дмитрий Пригов. На листках с бахромой отрывных телефонов он, вместо привычных объявлений о съёме квартиры или продаже чёрно-белого телевизора оставлял свои стихи. Сложно представить, какие чувства испытывали люди, зябнущие зимой на остановке в ожидании транспорта, и вдруг утыкавшиеся взглядом в «Милицанер гуляет в парке…», на месте ожидаемого «недорого продам…».
Рон Инглиш решил легитимизировать своё уличное искусство для обывателей с помощью билбордов. Огромные принты расклеивались им самим и его сторонниками под покровом утренних сумерек. Их, естественно, через какое-то время заклеивали, или закрашивали, пока Рон не стал знаменит и смог с важным видом выкупать рекламные площиды под «арт-акции».
Обладающий несомненный художественным талантом, Рон тем не менее прославился именно своим провокационным подходом к живописи, скульптурам и искусству в целом.  Парадокс современного мира  - выступая как критик современного общества потребления, он добился успеха и признания в этом же самом обществе и его работы стали желанными и дорогостоящими объектами потребления для многих коллекционеров искусства.
   
  

 


 
 
 
 
 
 
Скоро вас ждет рассказ про новый проект Рона Инглиша и взгляд на его творчество "изнутри". Не пропустите!

С наилучшими пожеланиями
и до следующей встречи!
TeztigoTeam.

Комментариев нет:

Отправить комментарий